СТРАНИЦА СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ
Старший воспитатель
|
Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове «методист», в каждой букве – направление, содержание, суть нашей работы.
Миссионер – должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.
Единомышленник– основное желание старшего воспитателя – сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Творец – постоянно находится в творческом поиске.
Организатор – создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.
Дипломат – нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.
Изобретатель – новатор, источник идей, информации.
Стратег – старший воспитатель должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Тактик – в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.
Старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательно-образовательного процесса. В нашем ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя.
Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Планирование
Старший воспитатель осуществляет планирование:
- годового плана ДОУ;
- перспективного плана по разделам программы;
- перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
- перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.
Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:
- выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
- уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
- мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
создание условий комфортного пребывания детей и т.д.
Организация воспитательно-образовательного процесса включает в себя:
- распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;
- организацию работы педагогов;
- обеспечение выполнения программы;
- постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
Работа с педагогами
Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:
- анкетирование;
- консультации разных форм: индивидуальные, групповые;
- педагогические советы, семинары, практикумы и другие формы организационно-методических мероприятий;
- открытые просмотры, взаимопосещения, показ занятий воспитателем;
- обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
- в нашем ДОУ прочно закрепилось ежедневное подробное консультирование начинающих воспитателей по подготовке к занятиям, которое является в данном случае прогнозирующим и опережающим контролем. Этот вид контроля позволяет старшему воспитателю до начала работы представить этапы работы и предполагаемый результат.
- организация работы «Школы молодого воспитателя»;
- участие педагогов в работе методических объединений;
- повышение квалификации педагогов.
Контроль
Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:
- систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
- по графику посещает занятия в группах;
- следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа с родителями и социумом – важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
- информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
- подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
- налаживание контактов с социокультурными учреждениями.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но,
прежде всего, и дольше всего – люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги.
(А. С. Макаренко)
Одно из основных условий ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов федерального государственного стандарта дошкольного образования является принцип партнёрства с семьёй. Большая проблема возникает при вовлечении родителей в единое образовательное пространство. Работу в данном направлении в дошкольном отделении осуществляем через: повышение педагогической культуры родителей, непосредственное вовлечение родителей в деятельность ДО, совместную работа по обмену опытом. При организации работы с родителями осуществляем дифференцированный подход, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДО. Для того чтобы родители стали активными участниками образовательных отношений в группах устанавливаются партнерские отношения, создается атмосфера взаимопонимания, общности интересов, поддержание положительного опыта воспитания и развития детей. Работа с родителями осуществляется в различных формах взаимодействия: - презентация дошкольного образовательного учреждения. Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, об оказываемых услугах, работе специалистов (психолог, логопед, музыкальный руководитель). - нетрадиционные формы организации родительских собраний. - большое распространение получили в группе мастер-классы. Родители с удовольствием делятся своими увлечениями, помогают воспитателям в подготовке к праздникам 8 Марта, Новый год. - совместные праздники и досуги, развлечения, групповые посиделки также в последнее время получили большее распространение. Родители стали активно участвовать в проводимых мероприятиях.Традиционными праздниками стали: спортивные соревнования. - тематические выставки; - проектная деятельность. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом. - организация совместной трудовой деятельности; - участие в фотоконкурсах и фотовыставках; -традиционные формы работы: анкетирование, консультации, индивидуальные беседы. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Эмоциональное благополучие педагога и профилактика СЭВ
«Эмоции делают человека –человеком.
Делают нас теми, кто мы есть.»
Роберт Киосаки
Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких.
Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с людьми.
Причины возникновения СЭВ у педагогов
Профессиональное выгорание возникает в
результате внутреннего накапливания
отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки»,или «освобождения» от них
Попробуем выделить ПРИЧИНЫ:
- высокая эмоциональная включенность в деятельность – Эмоциональная перегрузка;
- Нарушения дисциплины воспитанниками;
- Конфликтные ситуации с родителями;
- Конфликтные ситуации с администрацией;
- Конфликтные ситуации с коллегами;
- Ответственность за результат своего труда.
•
Все это приводит к истощению эмоциональных ресурсов педагога
«Страх, обиды, неуверенность в себе, непрощение часто становится толчком в развитии самых разных болезней.
Научившись управлять своими эмоциями – всей гаммой эмоций, положительных и отрицательных, - мы получим ключ, с помощью которого запускается механизм выздоровления!»
Мирзакирим Норбеков