Страничка педагога-психолога
Педагог-психолог
|
Портрет современного ребенка
Современный ребенок:
Активен, любознателен, раскрепощен, эрудирован, хорошо информирован, свободен, есть внешние признаки взросления, НО:
- у него наблюдается недостаточно зрелая внутренняя регуляция;
- хорошо информирован, но это, к сожалению, не ведет к увеличению словарного запаса, часто наблюдается задержка речевого развития;
- проявляется недостаточность эмоционально-личностного общения с матерью в младенчестве и раннем детстве;
- есть сложности в концентрации на каком-либо занятии в детском саду, нет заинтересованности каким-либо делом;
- снижение творческой активности, нет желания и способности чем-то себя занять самому;
- не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, им скучно рисовать, конструировать;
- общение со сверстниками стало более формальным;
- наблюдается уход сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка и, как следствие, страдает мотивация, общение, умение планировать, строить взаимоотношения со сверстниками;
- наблюдается снижение готовности к обучению в школе.
Что делать со всем этим? Делать выводы ).
Кстати, установлено, что там, где в семье читают детям и вместе с детьми, уровень эмоционального интеллекта и развитие речи ребенка выше, чем у его сверстников. Такой ребенок лучше адаптирован к социуму, он умеет понимать эмоции и настроение других людей, может сочувствовать и сопереживать другому человеку, а значит, у него больше шансов быть понятым и принятым, больше возможностей договориться и получить поддержку и помощь.
Как правильно говорить детям «нельзя!»
-
«Нельзя» означает недопустимые и опасные для жизни вещи.
-
По возможности заменяйте «нельзя» на «опасно».
-
«Нельзя» не должно быть много, иначе оно обесценивается, и ребенок перестает его слышать.
-
«Нельзя» приводит / означает конкретные последствия для ребенка, если он его нарушает.
-
Вместе с «нельзя» должно быть «а что можно» - всегда должна быть альтернатива.
-
Если ситуация позволяет, замените «нельзя» пояснениями: «Дай мне руку, мы вместе перейдем дорогу, ребенку одному переходить дорогу опасно!»
-
«Нельзя» означает нельзя! Запреты важны и необходимы в воспитании. Но не должны быть основным инструментом воспитания. Запреты имеют вспомогательную функцию.
Что такое «правило трех минут» и почему о нем должны знать все занятые родители. Оно поможет вырастить счастливого ребенка
Сколько времени вы проводите с ребенком каждый день? Полчаса–час по вечерам после работы, пока готовите ужин и вместе сидите за столом. Ну и еще минут 15–20, пока укладываете малыша спать и читаете сказку. Словом, совсем немного. Но если среди этого времени будут те самые важные три минуты, вы сумеете построить доверительные отношения с ребенком и сохраните их, когда он станет подростком.
Что это такое
Правило трех минут гласит: каждый раз, когда вы не виделись с ребенком некоторое время (неважно, неделю, целый день или полчаса, пока вы выходили в магазин), присядьте, опуститесь на уровень глаз малыша (это очень важно), обнимите его и спросите, что происходило, пока вы были в разлуке. И по крайней мере три минуты слушайте все, что он захочет вам рассказать. Как правило, ребенку хватает этого времени, чтобы выдать важную для него информацию.
Особенно важно следовать этому правилу, когда вы забираете ребенка из детского сада, из школы или когда приходите с работы.
Самое главное — в эти три минуты быть полностью сосредоточенным на ребенке, смотреть в глаза, показывать ему, что вы внимательно его слушаете и слышите.
Почему это важно
Важно сразу оговориться, что правило трех минут вовсе не означает, что достаточно проводить с ребенком лишь три минуты в день. Оно значит, что в течение как минимум трех минут вы должны быть максимально сконцентрированы на малыше, его чувствах, переживаниях и мыслях.
Благодаря этим нескольким минутам вы сумеете выстроить доверительные отношения с ребенком. Он почувствует, что им не пренебрегают, а его жизнь и все, что в ней происходит, имеет для вас огромное значение. Пройдут годы, ребенок подрастет, отдалится и (это неизбежно) станет рассказывать вам о себе гораздо меньше. Но он всегда будет знать, что есть вы — родитель, который искренне им интересуется и, главное, слышит его.
Когда оно не сработает
1.Если вы не будете внимательно слушать ребенка, то рискуете не узнать о действительно важных вещах, происходящих в его жизни. У него просто не будет шанса сообщить вам о них сразу, а потом он может о них забыть или решить, что это не важно.
2.Если вы будете относиться к болтовне ребенка как к фоновому шуму, со временем он решит, что родители его не слушают и не слышат. Это точно не поспособствует формированию доверительных отношений в семье.
3. Если вы будете лишь делать вид, что внимательно слушаете ребенка, и изображать восторг или интерес — он быстро вас раскусит. Дети чувствуют фальшь и укрепляются во мнении, что ни они, ни их жизнь совсем не интересуют родителей.